Театр, существующий уже 6 лет при Пушкинском центре, специализируется на драматургии Пушкина, исследует ее природу и театральные возможности.
«Хроника времен Бориса Годунова», поставленная Владимиром Рецептером в прошлом сезоне, соединяет в себе текст трагедии Пушкина, фрагменты знаменитого труда Карамзина «История государства российского» и темы оперы Мусоргского «Борис Годунов». На этом пересечении молодые актеры, ученики Рецептера, стараются приблизиться к пушкинскому тексту, вникнуть в исторические коллизии и найти болевые точки современности, которые отзываются в классическом тексте.
Помимо «Хроники времен Бориса Годунова», театр привез в Москву еще пять спектаклей, поставленных в разное время. В основе репертуара «Пушкинской школы» не только драматические произведения Пушкина. В столице зрители также увидят такие постановки, как «Гамлет» Шекспира, «Горе от ума» Грибоедова, «Дон Гуан и другие» (по «Маленьким трагедиям» Пушкина), «Сцены из рыцарских времен» по неоконченной поздней пьесе Пушкина о крестьянском восстании, а также спектакль «Балбесы» по сказкам Пушкина.
«Мы ставим первоклассную драматургию — пьесы тех, кто был известен Пушкину, тех, кого он почитал и любил. Совсем недавно Владимир Портнов поставил у нас спектакль „Недоросль“ — Пушкин обожал Фонвизина. На гастроли в Москву мы привезли „Горе от ума“ — как известно, Пушкин читал и восхищался этой комедией», — говорит руководитель Пушкинского центра Владимир Рецептер.
В Пушкине создатель театра актер и режиссер Владимир Рецептер видит особую театральную школу, особую методологию сценического искусства, которой пренебрегла российская практика театрального дела.
«Пушкин — это пропущенное звено в развитии русского театра, а, между тем, он очень много дает сцене. Но его творчеством надо заниматься системно. Этот одаренный 37-летний человек знал гораздо больше, чем мы. Надо потратить целую длинную жизнь, чтобы понять его. Мы исследуем Пушкина, создавая свою школу, методологию. При этом мы открыты к действительности, видим, что происходит вокруг. Но стараться специально отразить что-то злободневное, по-моему, глупо, сегодняшний день отражается в Пушкине сам собой, это происходит органично», — говорит Рецептер.
Гастроли «Пушкинской школы» пройдут на старой сцене театра «Мастерская П. Фоменко» — здесь театр Владимира Рецептера уже играл. Называя Анатолия Васильева и Петра Фоменко основными исследователями Пушкина в российском театре, Рецептер посвятил эти гастроли памяти недавно ушедшего мастера, который входил в состав художественного совета Пушкинского центра.
Государственный Пушкинский театральный центр был создан в 1992 году в целях дальнейшего освоения наследия поэта и в этом году отметит 20-летний юбилей. Центр активно занимается театральной, фестивальной, издательской и педагогической деятельностью. Центр возглавил известный актер Владимир Рецептер. В художественный совет вошли Дмитрий Лихачев, Станислав Рассадин, Валентин Непомнящий, Петр Фоменко, Олег Басилашвили, Сергей Юрский и другие.
Летом 2001 года в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства появился актерский курс с углубленным изучением творчества Пушкина. Его выпускники и составили костяк театра «Пушкинский дом», образованного в 2001 году при Государственном Пушкинском театральном центре. Сегодня в репертуаре театра более 15 спектаклей.