Но мало кто знает о шокирующих традициях села Бураново.
В Бураново до сих пор играют свадьбы по удмуртским традициям.
– Удмуртская невеста должна принести воду из ручья на коромысле, – рассказывает Ольга Николаевна. – А гости со стороны жениха должны ей мешать. Если донесет – будет хорошей женой. Невеста также печет блины в печи, а друзья жениха пытаются подсыпать в тесто золу или соль, чтобы потом сказать: «Ага, что же ты, ничего не умеешь, какая из тебя жена?» Иногда друзья жениха забираются на крышу и закрывают трубу – дым идет в комнату. Снова веселье: «Ага, невеста и ее родня не уследили! Шустрей надо быть!» Никто никого обидеть не хочет, просто так принято.
До сих пор в сельской местности проводят обряд «виро» (по-удмуртски – «кровь») в случае, если домочадцы или домашние животные начали болеть или потерялась корова. Считается, что несчастья в дом приносят души умерших предков. Надо их ублажить.
– Мужчины берут живую курицу и уходят в лес, – рассказывают бабушки. – Чертят вокруг себя круг – чтобы темные силы не помешали, встают в центр круга. Затем отрубают голову курице, кровь льют на землю. Далее куриные косточки складывают в ведро, туда же кладут деньги. И молятся за умерших предков, просят их, чтобы отвели беду, помогли найти потерявшуюся корову… Такая языческая традиция, но у нас язычество накрепко перемешалось с христианством. Потом мужчины эти косточки с деньгами выбрасывают. Через день-два после «виро» и коровы находились, и болеть люди и животные переставали…
Культ предков у удмуртов очень силен. На церковные праздники принято семьями ходить на кладбище, при этом наряжаясь, как на праздник. Пить водку, как у русских, на кладбище не принято – предков может обидеть «возлияние». Пьют квас или морс.
В село потянулись бизнесмены, пока здесь недорого стоит недвижимость. Самый большой дом купил известный дизайнер – валяльщик валенок, будет делать мастерскую. Так что благодаря «бабушкам» скоро село Бураново станет центром местного туризма.
Граня Ивановна Байсарова. 62 года.
«Я в один год с Аллой Пугачевой родилась. Но молодого мужа у меня нет», – смеется Граня Ивановна. Работала штукатуром-маляром, потом дояркой в колхозе...
Алевтина Геннадьевна Бегишева. 54 года.
Заведующая музеем удмуртского быта при местном доме культуры.
Зоя Сергеевна Дородова. 71 год.
Всю жизнь отработала пекарем.
Елизавета Филипповна Зарбатова.
Самая «взрослая» «бабушка», ей 85 лет. Она не поедет в Баку – боится дальней дороги, но в гастролях на небольшие расстояния участие принимает с удовольствием.
– Елизавета Филипповна у нас – бабушка с характером, – рассказывает руководитель коллектива Ольга Туктарева. – Мы ей с вечера десять раз скажем: утром приходите к клубу, будет автобус, поедем на концерт. Но Елизавета Филипповна утром дома сядет у окошка и ждет – заберут ее или нет. А у нас кавардак: эта бабушка забыла дома лапти, та монисто потеряла… Бегаем. Бывало, доезжали полдороги и вспоминали: а бабушку Лизу-то забыли! Возвращались. Она в обиде: раз не взяли, значит, не нужна? Правду говорят, старики – как дети.
Один из хитов коллектива – «Длинная береста» – написала Елизавета Филипповна.
Галина Николаевна Конева. 73 года.
Самая строгая из «бабушек». Всю жизнь работала воспитателем в детском саду, теперь «воспитывает» коллег по коллективу. Спортсменка – первый взрослый разряд по лыжам.
Наталья Яковлевна Пугачева. 76 лет.
Самая миниатюрная из «бабушек». «У нее ужасно ревнивый дед, в смысле муж, – говорят подруги по коллективу. – Не хочет пускать ее на гастроли!»
Валентина Семеновна Пятченко. 74 года.
«Бабушка» самой непростой судьбы. Циркулярной пилой отрезало руку (надевает протез), похоронила одного из двоих сыновей. По профессии Валентина Семеновна – школьная учительница.
Ольга Николаевна Туктарева. 43 года.
Молодая «бабушка». Худрук ансамбля. Влюблена в удмуртские традиции.
Екатерина Семеновна Шкляева. 74 года.
«Самый сильный голос коллектива», берет любые ноты и тональности. Всю жизнь работала в колхозе, образование – три класса сельской школы.