Погода:
Киев сегодня
Киев
Донецк
Одесса
Львов
Харьков
Санкт-Петербург
Москва
Сегодня Завтра
НБУ
НБУ Межбанк Наличные
EUR
26.18
USD
23.49
RUB
0.37
EUR
39.04
USD
36.57
RUB
0.34
EUR
29.22
USD
26.07
RUB
0.46
Интервью со скульптором Цадоком Бен-Давидом
Цадок Бен-Давид
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Текущий рейтинг
0/5 (0 голосов)
Скульптор Цадок Бен-Давид, приглашенная мировая звезда киевского Большого скульптурного салона, в интервью Ирине Илюшиной в № 36 журнала Корреспондент от 16 сентября, - о цветах из стали, тяжелой физической работе скульптора и ценах на современное искусство

Песчаное поле со сгоревшими дочерна цветами и травами - такой инсталляцией встречает посетителей Большой скульптурный салон в столичном комплексе Мистецький арсенал. Но стоит обойти поле с другой стороны, и оно оживает - цветы играют всеми цветами радуги, и мрачный настрой сменяется на прямо противоположный.

Цветы жизни и смерти. Открылся VI Большой скульптурный салон

Это Blackfield (Черное поле), самая знаменитая работа английского скульптора израильского происхождения Цадока Бен-Давида. 17 тыс. растений, с прилежностью отличника скопированных им из учебников ботаники, а затем с филигранной точностью вырезанных из тончайших листов нержавеющей стали, впервые будут представлены в Украине.

Бен-Давид - один из наиболее известных и дорогих скульпторов современности, завсегдатай международных биеннале и лауреат множества наград. Цена на его работы исчисляется сотнями тысяч долларов, а выставки проходят на самых престижных площадках мира. Так, он представлял Израиль на Венецианской биеннале и был в числе официальных скульпторов Олимпийских игр - 2008 в Китае.

Бен-Давид - один из наиболее известных и дорогих скульпторов современности, завсегдатай международных биеннале и лауреат множества наград

Кроме Blackfield специализирующийся на резьбе по металлу скульптор привез на суд украинцев еще одну свою знаменитую работу, Evolution and Theory (Эволюция и теория), а также премьеру - впервые представленную публике Blackflowers (Черные цветы). Более того, до конца сентября посетители смогут увидеть в Скульптурном салоне и произведения 50 ведущих украинских мастеров.

Корреспондент встретился с Бен-Давидом, когда он монтировал свои инсталляции, и пока ассистенты втыкали миниатюрные и хрупкие на вид стальные цветы в песок, поговорил со скульптором о ботанике, ценах на искусство и эмоциях, которые вызывают его работы.

- Вы, кажется, не первый раз в Киеве - в прошлый раз приезжали сюда на биеннале?

- Да, это было очень интересно, [в Киевской биеннале принимали участие] множество прекрасных художников. Но не все они были на одном [качественном] уровне, были очень сильные работы, были послабее. Конечно, на биеннале это возможно, но в общем на международной выставке лучше, если все художники на одном уровне. Хотя, несмотря на все это, я считаю биеннале была впечатляющей.

К сожалению, у меня не хватило времени осмотреть Киев, я видел только старую часть города. Она мне очень понравилась. У Киева есть шарм, он теплый.

- При взгляде на ваши работы невольно возникает мысль: ужас, на это пошло столько времени! Вы делаете все сами?

- (Улыбается.) Нет, сейчас у меня есть ассистенты, они помогают. Но Эволюцию и теорию я практически всю сделал сам. Это ручная резка металла. Все заняло три года.

- И цветы из Blackfield?

- Это единственное, что здесь не ручной работы. Цветы слишком маленькие, к тому же это нержавеющая сталь, очень сложный материал. Алюминий проще, он мягкий, его легко резать. Сталь намного тверже, с ней я работаю так: цветы вырезаются из фотопленки, пленка наклеивается на очень тонкий стальной лист, который погружается в кислоту, кислота разъедает негатив, так получается изображение, которое вырезается при помощи электроники.

Меня многие спрашивают, почему я не режу лазером. Он дает слишком резкий срез, очень чистую прямую линию, идеальный угол 90°, и все это делает работу безжизненной. Когда я режу руками, меняю угол нарезки, к тому же дрожание руки дает не такую ровную линию. Все это делает скульптуру более человечной.

- Многие ваши работы так или иначе связаны с наукой. Это не случайно?

- (Смеется.) В Blackfield 900 видов цветов, но если вы спросите, как они называются, я назову меньше десяти. Цветы в данном случае - символ. Это не про ботанику, это психологическая инсталляция. Вы заходите в комнату, видите черные цветы, и это выглядит как выгоревшее поле. А потом вы видите другую сторону - цветную. Это жизнь, счастье, радость. То есть работа о жизни и смерти.

Несколько раз я наблюдал достаточно сильную реакцию зрителей, когда этот резкий переход от депрессии к радости был немного… слишком. Некоторые плакали - как мужчины, так и женщины. Я, честно говоря, такого не ожидал.

- В Blackfield есть две стороны, черная и цветная, а в новой работе, Blackflowers, все черное. Вы стали более пессимистичным?

- (Улыбается.) Я очень оптимистичный человек. И Blackflowers лично я не вижу пессимистичными, вторая работа - природное развитие первой. Я просто увеличил некоторые цветы: мне кажется, в них есть красота, заставляющая задуматься, поменять настроение.

- Не связан ли ваш оптимизм еще и с тем, что цены на современное искусство растут, несмотря на кризис?

- Интересный вопрос. С одной стороны, первое, на что должен подействовать кризис, - это искусство. С другой стороны, цены растут, потому что на рынок заходят много новых миллионеров-коллекционеров - из Восточной Европы и Китая например. Не все покупают для себя, возможно, для государства или для музеев, но для них покупать искусство становится вопросом престижа и статуса.

Лично я не пострадал финансово от кризиса, а что в будущем, не знаю. Признаюсь, каждый раз на аукционе жду хорошей цены, но каждый раз, когда он проходит успешно, это большой сюрприз. (Смеется.)

Хотя я не рассчитываю особо на эти деньги. Многие мои работы я вообще не продаю, например Blackfield - предпочитаю возить ее на выставки. Деньги это еще не все. Хотелось бы сказать что-то людям с помощью искусства.



  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Текущий рейтинг
Комментарии (0)
Войти через: